Основатель «Киевского фондового центра»
Основатель «Киевского фондового центра»
В ходе совместной с президентом Турции Реджепом Эрдоганом пресс-конференции в Анкаре президент Украины Владимир Зеленский заявил, что в последующие годы украинская экономика будет расти на уровне 5-7% ВВП. Конечно, если посмотреть на потенциал нашей экономики (огромные природные ресурсы, много талантливых людей и демократическое государство), то надо лишь всё это объединить. Как? А ничего не надо изобретать: все развитые страны давно показали для этого универсальное средство - инвестиции.
Вот почему в Ассоциации участников рынков капитала уже подготовлена новая Инвестиционная стратегия с созданием в Киеве Международного инвестиционного хаба. В самом деле, сейчас для нас это вызов – снова стать динамично развивающейся страной, которая смогла бы реализовать модель экономического роста, а также отвечала бы внутренним потребностям украинцев, была привлекательна для национального бизнеса и притягательна для иностранных инвесторов. Мы, предприниматели, прекрасно понимаем, какие испытания нас ждут с этой молодой командой Зе, однако у нас также есть все шансы с достоинством и успешно решить самые сложные экономические проблемы. Главное – найти баланс между высокими жизненными стандартами для наших людей и ставкой на эффективность, производительность, структурные подвижки в экономике Украины.
Опора – на еще сохранившийся уникальный научный потенциал и политическую волю "Слуг народа", а не на олигархические договорняки. И обязательно надо избавиться от иллюзий, так как, говоря начистоту, пока инвестиции в Украину идут лишь из-за высокой прибыльности, которая обеспечивается низкой стоимостью рабочей силы. Но так долго продолжаться не может. На это указывали еще Петру Порошенко наши американские и европейские коллеги. Интересно, понимают ли это сейчас "Слуги народа"? И что делать в этой связи команде Владимира Зеленского?
В первую очередь советовал бы им привлекать инвестиции и создавать инвестиционный климат в Украине. Правда, в реальной жизни создание инвестиционного климата – это всегда долгий процесс и трудный компромисс между интересами бизнеса и долгосрочными интересами государства. Государство должно стремиться привлекать капитал, но и одновременно защищать свои интересы и права своих граждан, устанавливая бизнесу некие финансовые, административные и социальные границы. Великолепный и высокопрофессиональный пример подобной практики мы видели в 2008-2010 годах, когда Германия и США продавали предприятия General Motors и Opel, долго и очень трудно приходя к компромиссу с потенциальными инвесторами по налогам для бизнеса, по гарантиям незакрытия производства, неперенесения его из страны, по уровню зарплаты работников, по их социальным гарантиям и прочее.
Разница между этой картинкой и тем, что происходит у нас в Украине, например, с приватизацией Одесского припортового завода, просто огромна. О проблемах с ожидаемой продажей земли пока вообще не говорю. Наконец, для того чтобы привлечь инвестиции, надо новым составам Верховной Рады и Кабмина создавать благоприятный инвестиционный климат, то есть условия для бизнеса в Украине должны быть лучше, чем в других странах (чтобы свободный капитал, уйдя откуда-то, пришел именно к нам). Список таких условий велик: правовая защищенность бизнеса и отсутствие для него коррупционных ограничений, низкие налоги и высокая прибыльность, наличие квалифицированной рабочей силы и т.д. И всё это надо создавать. А главное – покончить с перманентной нищетой и бесправием рядовых украинцев, сократив трудовую миграцию.
Такая ситуация в первую голову вредит нам самим. Как изменить эту ситуацию к лучшему? Вспомните, еще несколько лет назад наши власти и украинское экспертное сообщество пытались анализировать и внедрять у нас целый ряд грузинских реформ. Да, там было что анализировать. Там, безусловно, есть на что смотреть. Там было что примерять и на себе. Но на что не смотрели Петр Порошенко и Владимир Гройсман в грузинских реформах и на что следовало бы Владимиру Зеленскому обратить внимание?
- Во-первых, в Грузии уменьшилось число министерств и ведомств (из 18 министерств остались 13, из 52 ведомств – только 34, а в оставшихся госучреждениях прошло сокращение персонала от 40 до 50%).
- Во-вторых, количество лицензий, выдаваемых чиновниками, и разрешительных процедур, контролируемых ими, сократилось с 1000 до 140 штук.
- В-третьих, отменен Пенсионный фонд.
- В-четвертых, в соответствии с Актом экономической свободы, в частности, запрещены любые ограничения на движение капитала, увеличение общего числа лицензий, создание новых регулирующих госорганов, также государственные расходы ограничены 30% ВВП, а введение новых налогов допускается только путем всенародного референдума (из 22 налогов, ранее взимавшихся в Грузии, остались 6).
- В-пятых, установлена драконовская ответственность за коррупцию, например, за взятку в 50 долларов полицейский отправляется в тюрьму на 10 лет.
- В-шестых, в Грузии полностью открыты финансовый и биржевой рынки для международной конкуренции (иностранные банки категории А+ и выше могут входить на грузинский рынок без всяких ограничений).
Последний фактор является одним из ключевых элементов для понимания причин успеха грузинских реформ. Вот и нам в бюджет Украины нужны все новые и новые финансовые вливания, предприятиям реального сектора экономики – прямые инвестиции, а их просто нет. Например, в США говорят: "По воскресеньям наши люди верят в Бога, а по будням – в биржу". И у них нет проблем с инвесторами, а как у нас с этим делом? Если начистоту, то за речами чиновников уходящей власти о привлечении инвестиций на самом деле кроются банальная ситуация уклонения от налогов, выклянчивание денег у спонсоров и проедание их. Точка.
"20 млрд гривен – именно такой объем операций с ценными бумагами на фондовых биржах за последний год мы признали злоупотреблением или просто схематозом. Эти операции никоим образом не были связаны с привлечением инвестиций", - говорит глава Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Тимур Хромаев. Топ-чиновники стали говорить горькую правду. Также позитивно и то, что в Минфине наконец-то поняли: с объемами и доходностью размещенных гособлигаций (ОВГЗ) они перегнули палку.
Хочется верить, что и наши критические, но объективные рассуждения на этот счет в интернете они периодически читали. И как результат, 6 августа Минфин резко сократил объемы размещения ОВГЗ до 2,7 млрд грн, в частности, со сроком обращения 70 дней продали только на 171,080 млн грн под 16,49% годовых, 336 дней – на 497,392 млн грн под 16,22%, а также 1092 дней - на 1999,843 млн грн под 16,06%. И также, что очень правильно, к размещению в этот раз не предлагались украинские гособлигации, номинированные в долларах США и евро. А ведь еще 1 августа только нерезиденты купили ОВГЗ на 12,7 млрд грн, увеличив свои портфели до рекордных 86,4 млрд грн. Кстати, в целом, по данным НБУ, в обращении находится облигаций внутреннего госзайма на 803,403 млрд грн (!), из которых валютные ОВГЗ в долларах в эквиваленте составляют 96,220 млрд грн, в евро – 12,109 млрд грн.
Безусловно, при всем своем определенном позитиве для активизации украинского фондового рынка на практике этот колоссальный объем заемных средств, который уже давно проели, приведет не только к оживлению бизнес-среды на нашем финансовом рынке, но и к очень серьезному ухудшению ситуации по обслуживанию и погашению ОВГЗ. Хуже всего то, что реальная экономика Украины, способная на полученные заемные деньги от размещения гособлигаций создавать новые источники дохода для наполнения госбюджета и роста ВВП, к сожалению, так и не создана.
И в этой связи лично президент Владимир Зеленский должен осознать, что ВВП хотя и очень важный показатель, но сам по себе он мало о чем говорит. Например, если я завтра наберу по уши долгов, то мой ВВП невероятным образом вырастет, но уже послезавтра я буду должен отдать еще больше. Поэтому гораздо важнее не голые цифры ВВП, а понимание, за счет чего прирост экономики произошел, какова структура этого показателя, каковы долговые обязательства страны и как это все скажется на уровне благосостояния всех украинцев. Ну, а "несбыточная" задача Зеленского о ежегодном росте экономики Украины до 7%, думаю, при грамотном подходе имеет все шансы быть выполненной. Но будет ли?
Александр ГОНЧАРОВ,
Директор Ассоциации участников рынков капитала
Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите кнопку "сообщить об ошибке", чтобы сообщить об этом редакции
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS